Правильное освещение для художественной мастерской — выбор светильников и ламп.

Правильное освещение — это очень важный момент в работе любого художника. От этого будет напрямую зависеть качество вашей картины или барельефа.

Выбор хорошего света включает в себя три этапа:

  • учет естественного освещения

  • выбор светильника

  • подбор лампочки в светильник

Света в этом деле должно быть много, и первое на что вам следует обратить внимание, это окна.

Естественное освещение и окна

Самое идеальное освещение – дневное. Поэтому окна на рабочем месте
художника должны быть большими и по возможности выходить на северную сторону
дома.

Почему именно на север? Именно оттуда поступает относительно равномерное
освещение на протяжении всего рабочего дня.

Вследствие чего, вам не придется постоянно передвигать или переносить картину, пряча ее от прямых лучей солнца.

Если же ваши окна выходят на другую сторону, то их периодически нужно будет чем-то затенять, дабы получить оптимальный рассеянный свет.

Рабочее место художника необходимо организовать так, чтобы естественный
источник освещения находился с левой стороны от вас, если вы правша. Либо
справа от вас, если левша.

Попросту говоря, свет должен светить вам в ладонь рабочей руки, а не в ее
тыльную сторону.

Когда вы работаете с цветом, то лучше это делать при естественном
освещении, но без искусственной подсветки все равно никак не обойтись. Особенно
в зимний период времени, когда световой день короток.

Светильники для художника

Как правильно организовать такую подсветку? Во-первых, необходимо
позаботиться об общем освещении интерьера.

Делается это люминесцентными или светодиодными лампами Т-8, размещаемыми на
потолке.

Однако помимо них, непосредственно над рабочим местом, желательно иметь
дополнительный направленный светильник. В особенности, если вы занимаетесь
барельефами или создаете какие-то фактуры.

Наилучшим вариантом будут подвешиваемые светильники, которые можно
трансформировать и направить от них свет под любым углом.

А что делать, когда нет возможности прикрутить такой светильник к потолку?
Тогда обратите внимание на модели, прикрепляемые к любой поверхности прищепками
или струбцинами.

Ножка лампы у них опять же должна быть подвижной и изгибаться в любой
плоскости.

Самое главное при этом, чтобы подсветка находилась сверху и имитировало то
освещение, при котором будет использоваться готовая работа.

Есть и профессиональные светильники, размещаемые на полу с высокими ножками.

Как правило, они имеют одно колено, регулировку по высоте, плюс возможность крутить плафон на 360 градусов.

Плафон внутри должен быть с матовой поверхностью, не дающей бликов.

Лампочки для светильника художника

Какие лампы выбрать для светильника? Здесь нужно ориентировать на следующие параметры:

  • температура света

  • световой поток

  • индекс цветопередачи

Температура света измеряется в кельвинах. На сегодняшний день наибольшее
распространение получили лампы с диапазонами от 2700К до 6500К.

Цветовая температура — это самый важный параметр для художника. Его
обязательно указывают на упаковке лампочки.

Стандартные лампы накаливания имеют температуру до 3000К. Они никак не
подходят для работы в мастерской.

Лучше всего использовать лампочки холодного цвета 5000-5500К. Это наиболее естественный белый оттенок, при котором комфортно рисовать.

Кто-то советует использовать лампы свыше 6000К. Однако они дают излишне
синеватый оттенок и будут искажать цвета.

Выбор мощности

Какой мощности выбрать светильник и какой световой поток от него должен
исходить? Световой поток измеряется в люменах (Lm) и показывает,
насколько ярко светит лампочка.

Для комфортного освещения при рисовании вам понадобится примерно 200 Люмен
на 1м2. То есть, если вы работаете в комнате площадью 20м2, потребуется
освещение в 4000 Люмен.

Делите это количество на число плафонов на потолке и получаете требуемые
люмены, которые должны быть в одной лампочке. Однако при этом учитывайте форму
светильников.

Если они закрытого типа, не помешает взять лампы с запасом в 10-20%. Как правильно высчитать люмены для светильников, читайте в отдельной статье.

Цветопередача

Индекс цветопередачи показывает, насколько реалистично источник света передает исходные цвета предмета.

Чем выше этот параметр, тем лучше. Цветопередача светильника для художника должна максимально соответствовать дневному освещению.

Поэтому выбирайте лампы с коэффициентом цветопередачи CRI или Ra не ниже 90%.

Для профессиональной работы он должен быть 95-98%.

Благодаря этому вы сможете отчетливо видеть, контролировать и
корректировать цвета картины при работе.

Очень хорошо с этим справляются лампы дневного света:

  • Philips Master TL-D 90 Graphica 18-36W/950

  • Philips Master TL-D 90 De Luxe

  • OSRAM Сolor Proof T8 36W/950

Если не нашли именно такие марки, к примеру Philips Master TL-D 90 Graphica, говорят уже снята с производства и найти ее в обычном магазине практически невозможно, тогда ищите аналоги. В первую очередь смотрите на индекс.

Последние цифры 950-965 содержат в себе следующую информацию:

  • «9» — цветопередача ламп 90%

  • «50-65» — температура 5000-6500К

Для домашнего использования в обычной квартире их достаточно 4-х штук (по 36Вт). В мастерской такие светильники закрепляют как на потолке, так и на стенах.

“Желтые” обычные лампочки накаливания, которые мы используем для повседневного освещения, хоть и имеют хороший коэффициент цветопередачи, для художника не годятся.

Если вы при таком свете напишете картину, а потом вынесете на дневной свет или выставите в галерее, то неприятно удивитесь, как на ней изменились цвета.

Под обычной лампочкой в 2700К у вас получится избыток синих оттенков, так
как глаза будут автоматически пытаться компенсировать желтизну светового
потока.

Рассеянный свет

Как можно получить относительно хороший рассеянный свет от светильника?
Делается это двумя способами.

Первый способ – применить специальные молочно-матовые стекла, либо использовать дорогие студийные софтбоксы с прозрачной тканью.

Второй способ более простой. Достаточно направлять свет от лампочек не на
картину, а на потолок.

Правда при этом светильник должен быть относительно мощным, по сравнению с
обычным экземпляром. Так как большая часть светового потока будет просто
теряться.

Многие используют для этого светодиодные прожекторы мощностью 20-40Вт. В домашних условиях их прикручивают к стенам и направляют вверх.

В профессиональной студии под это дело применяют специальные фермы.

Светодиодные прожекторы опять же должны быть холодного оттенка 5500К.

Однако у них есть существенный недостаток – плохой коэффициент
цветопередачи. А он как мы знаем приводит к искажению цветов картины.

Поэтому все-таки лучший вариант, использовать ранее рассмотренные лампы дневного света от Филипс или Osram.

Для идеальной подсветки рабочего места их нужно расположить так, чтобы поток равномерно освещал картину сверху с обоих сторон.

При наличии двух одинаковых по мощности источников света и их равноудаленном расстоянии, у вас практически не будет теней на полотне.

Мобильный светильник на мольберте

Если у вас передвижной мольберт на колесиках и вы хотите, чтобы свет всегда
был везде одинаковый, то можно приспособить светильник непосредственно на
верхний кронштейн.

Куда бы вы не перекатывали свою картину, в какую бы комнату не ставили, вам
не придется каждый раз подстраиваться под новое освещение. Подключили провода
через переноску и работайте.

Только в этом случае не используйте яркие лампочки. Все-таки расстояние до
картины по сравнению с расположением светильников на потолке будет уменьшено в
разы.

Из-за этого будет страдать равномерность подсветки. Нижняя часть холста
получится заметно темнее верхней!

Опасное освещение

Используя люминесцентные лампы обязательно обращайте внимание на такой
эффект, как мерцание или пульсации.

Чтобы проверить безопасна ли лампа, быстро помашите кистью перед
мольбертом. При наличии мерцаний вы увидите явные остаточные явления или
стробоскопический эффект.

Даже простое нахождение в комнате с мерцающей лампочкой негативно сказывается на зрении, что уж говорить о работе над картиной, когда глаза долгое время сконцентрированы в одной области.

Ссылка на основную публикацию