Выбираем софтбокс — ошибаемся и делаем выводы.

Софтбокс
– это отличный способ получить красивое, мягкое освещение для вашего объекта
съемки.

Плавные переходы без особых усилий способны придать изображению кинематографический и профессиональный вид.

На
сегодняшний день на рынке представлено так много различных и доступных
вариантов, что неопытный пользователь может легко в них запутаться.

Простые
софтбоксы, октобоксы, параболические, софтбоксы фонари, рассеиватели зонты,
фрострамы. Что, куда и для чего использовать?

И
здесь мы говорим не только про качество или конкретную марку, а в первую
очередь про форму, размеры, технологию засветки. Каждый вид предназначен для
своего рода съемки и может быть противопоказан для другого.

Какой
из них подобрать для ваших нужд и что следует обходить стороной?

Мягкий и жесткий свет

Первым
делом вы должны ответить себе на вопрос, а чего конкретно вы хотите добиться
мягким светом? Мягкий свет, нужно прямо сказать, очень универсальный
инструмент.

С
ним, в отличие от жесткого, трудно получить явно плохой результат. Чем мягче
освещение, тем меньше видно морщин, тем моложе выглядит объект съемки.

Жесткий, более специализированный и не каждый мастер умеет с ним работать. Посмотрите, как может измениться всем известный персонаж при жестком и мягком освещении.  

Отчего
зависит эта самая “мягкость”? В первую очередь от размера софтбокса.

Да, размер действительно имеет значение. Если это большой софтбокс от 120см и более + он расположен недалеко от объекта, то вы без каких-либо проблем получите мягкий свет.

Ошибка №1
Но если это будет софтбокс до 40см в диаметре, то “мягкость” от него вас разочарует.

А
зачем тогда производители делают миниатюрные софтбоксы (23см*23см), если они
бесполезны?

Чаще
всего для предметной съемки МЕЛКИХ объектов.

Для
полноценной работы с моделями в студиях и стационарных помещениях, в том числе
дома, это пустая трата денег.

Настоящую “мягкость” можно создать только тогда, когда сразу три условия 1) размер объекта 2) источник света и 3) расстояние, будут сопоставимы между собой.

Размеры и расстояние

В
фото и видеосъемке всегда действовало два правила:

  • чем БОЛЬШЕ источник света – тем мягче свет

  • чем БЛИЖЕ источник света – тем мягче свет

Спрашивается, а где эти границы достаточности и какие размеры наиболее универсальны для большинства случаев жизни?

Самый минимальный размер – это 40см*40см. Все что меньше, обходите стороной.

И то, такие размеры используют для одиночной репортажной съемки. Это когда в одной руке у вас камера, а в другой подобный небольшой софтбокс 😉

Оптимальный
размер:

  • для прямоугольных – 60см*90см

  • для октобоксов – 90см*90см

Для
старта начинающего мастера это идеальный вариант. Они еще недостаточно огромные,
чтобы для них требовались какие-то мощные источники света.

Однако
здесь будут присутствовать ограничения.

Ошибка №2
Хорошие кадры получатся, только когда вы будете снимать по пояс, а не в полный рост.

Для ростовых портретов придется отодвигать софтбокс чуть подальше. А это уже потеря мягкости (смотри правила выше).

Поэтому наиболее УНИВЕРСАЛЬНЫЙ вариант для любых видов съемок – это размер в 120см.

С
ним получаются хорошие как ростовые, так и поясные фото.

Бывают
модели зонтичного типа со спицей по центру. Они очень компактные и с ними можно
ездить даже в метро или такси.

Фотозонт или софтбокс?

А в
чем вообще отличие фотозонтов с отражателями от привычных софтбоксов и какой из
модификаторов лучше? Зонт позиционируется как модификатор начального уровня, сфотбокс
– более высокого.

Помимо этого – в зонтах можно применять недорогие вспышки.

Ошибка №3
В студийном софтбоксе вы не сможете использовать дешевую китайскую вспышку.

Через него лучи идут сразу же на просвет через два рассеивателя.

С
такой вспышкой даже на самом широком угле получается слишком направленный свет,
который выбивает центр, а по краям существенно падает освещенность.

Поэтому в таких софтбоксах рекомендуют использовать только хорошие, дорогие вспышки. С отражающим зонтиком таких проблем не наблюдается.

Еще
бывают зонты с белым или серебристым отражателем внутри, в чем их отличие?
Серебро дает более резкий свет.

За
счет этого на объекте съемки появляются быстрые переходы между бликами и тенями,
возникают паразитные росплески. Центр экспозиции становится ярче.

Поэтому,
если вы хотите осветить что-то более равномерно, покупайте белый зонт.

В то же время на серебряный можно натянуть дополнительный рассеиватель, таким образом, получив как бы два устройства в одном.

Выбор
за вами.

Кроме
отражающих зонтов также распространены зонтики на просвет. Какие из них лучше?

Хорошую, интересную портретную фотографию делают как раз-таки тени, хоть и мягкие.
Ошибка №4
Интересных теней с зонтом на просвет вы не то что совсем не получите, но создать их будет гораздо сложнее.

А еще появляются проблемы с плохой засветкой по краям.

Ткань рассеивателя или диффузор

При
покупке всегда обращайте внимание на материал рассеивающей ткани. Качество
ткани легко проверяется на просвет.

Включите
софтбокс, посмотрите на него вблизи или сделайте пару фотографий
непосредственно самого софтбокса на закрытой диафрагме, чтобы проверить как
ложится свет.

Ошибка №5
Плохая ткань дает ярко выраженный световой крест.

На качественном материале такого эффекта не будет.

Ошибка №6
Также не должно наблюдаться отдельных световых пятен более ярких по сравнению с остальными участками или явных теневых зон по краям.

Октобокс или софтбокс?

Что касается формы – четырехугольный софтбокс (квадробокс) или круглый октобокс, то при одинаковых размерах здесь нет большой разницы в качестве освещения.

Единственное,
про что вы должны помнить – это отражения и блики в глазах при портретной
съемке. Некоторые фотографы очень придирчивы к подобному.

Если
для вас неприемлем белый прямоугольник на глазном яблоке, то прямоугольные или
квадратные софтбоксы вам не подойдут. Выбирайте октобоксные варианты.

А если захотите получить блик “кошачий глаз”, то понадобятся два узких стрипбокса расположенных недалеко друг от друга.

Также отражения чрезвычайно важны в предметной съемке. Здесь на предмете виден каждый блик.

Софтбокс любой формы можно применять только когда объект не бликует.

Для
глянцевых предметов или еды нужно подходить к процессу индивидуально.

Ошибка №7
Например, octobox плохо сочетается с вытянутыми бутылками или банками.

Здесь понадобятся прямоугольные стрипбоксы. А вот для ягод или круглых фруктов будет все ровно наоборот.

Еще
учитывайте простоту сборки-разборки каждой модели. Чем быстрее собирается
софтбокс, тем продуктивнее пройдет ваш день.

На многих моделях приходится сначала снимать сотовую сетку, передний и внутренний диффузор, затем все мучительно долго собирать в обратном порядке.

Ошибка №8
Вот, к примеру, не всегда удачное решение в виде нажимного механизма с шайбой.

Снимаете
рассеиватель, добираетесь к механизму, нажимаете на него по центру, спицы
раскладываются и защелкиваются.

Казалось
бы, куда проще. Однако не всегда это срабатывает как надо.

Более того, через определенное количество щелчков, софтбокс может начать самопроизвольно схлопываться в самый неподходящий момент.

Представьте, как вы будете выглядеть при этом перед клиентом.

Большие октобоксы и софтбоксы

Оптимально-универсальный
диаметр заканчивается на размере в 150см. Далее идут узкоспециализированные
гиганты.

Ошибка №9
В стандартах небольших помещений и обычных квартирах работать с большими размерами (170см и более) практически невозможно.

В
них буквально можно залезть во внутрь и разместиться там как в палатке.

То же самое касается и улицы. Без второго ассистента нормально работать на получится.

С такой парусностью первый же ветерок унесет вашу подсветку в небесную высь.

Софтбоксы
в 190см будут хороши для больших студий и подходят действительно настоящим
профессионалам. Рядовым мастерам такие размеры требуются очень-очень редко.

Разве
что для групповых съемок в помещении сразу нескольких человек (школьные
фотографии).

А
что делать, если периодически все же возникает нужда в таких групповых съемках,
а покупать громоздкие софтбоксы не хочется?

Тогда ваш выбор – фрострама и недорогой светодиодный прожектор за ней.

Это
в легкую закрывает все вопросы по мощности и площади освещения. Несмотря на то,
что здесь требуется немного больше времени на сборку, фрострама довольно проста
в эксплуатации.

Собрали
рамку прямоугольника, натянули ткань, закрепили на прищепки и поставили сзади
прожектор. Все.

Есть
универсальные модели, которые можно собирать на 1,2,3 метра. В то же самое
время прожектор можно как отодвигать от ткани, так и ставить вплотную к ней,
тем самым вручную регулируя освещенность и равномерность залития картинки.

В
общем, фрострама это самая удобная штука из всех больших софтбоксов.

Теперь
коротко пройдемся по некоторым популярным моделям и их применению в тех или
иных условиях съемки.

Разновидности и популярные модели

Первый
вариант – Godox 80x120cm Rectangle Softbox.

Это
софтбокс прямоугольной формы, который дает квадратный блик в глазах объекта
съемки.

Он
хорошо подойдет для освещения больших объектов в полный рост, что называется с
головы до ног.

Второй вариант – октобокс Godox 120cm Octagon With Grid (Bowens).

Его
главное преимущество – он очень быстро и удобно складывается до компактных
размеров.

Идеально
подходит для портретной или фэшн съемки. У него более широкий угол
распространения света, который ложится не только на сам объект, но и
подсвечивает задний фон.

Параболический софтбокс –
Spectrum Pro 120cm Parabolic Softbox.

Такие
часто используют не только для фото, но и для видеосъемки. А в чем отличие
параболических софтбоксов от обычных того же самого диаметра?

Во-первых,
они занимают в три раза больше места в студии чем необходимо. Во-вторых, они
намного тяжелее.

Из-за
чрезмерного веса их зачастую даже невозможно использовать на штативах типа “жираф”.

Спрашивается,
а дают ли они настолько отличную картинку от обычных плоских софтбоксов, чтобы
мириться со всеми вышеперечисленными недостатками?

Ошибка №10
Да, конечно же дают.

На самом деле нет. При наличии двух рассеивающих диффузоров (и там, и там) все эти вытянутые параболические формы чистой воды маркетинг.

Вот
отличное видео (на английском) от Karl Taylor, который в своей студии провел
наглядное сравнения параболического софтбокса и обычного октобокса.

Полученные
фото показали всю так называемую “разницу” (НЕТ) между моделями.

Софтбокс фонарь или шар

Есть софтбоксы не похожие на все остальные. Они выполнены в форме фонаря.

Например,
Spectrum Pro 80см Lantern Softbox или Godox Collapsible Lantern SOFTBOX 85см

Свет
здесь получается не такой направленный как в стандартных прямоугольных или
круглых вариантах. За счет своей формы он дает более широкое распространение в
плоскости на 180 градусов.

Где
это можно применить? В первую очередь при съемках не одного, а сразу нескольких
объектов.

Например,
когда нужно записать на студии с кем-нибудь интервью.

Еще
один уникальный софтбокс – это шар-диффузор Jinbei 50cm Softball Diffuser.

Он
изготовлен из жесткого, пластикового материала, который за счет своей формы
дает рассеивание почти в 360 градусов.

Чаще
всего его применяют для детской фотографии. У него менее направленное падение
света на объект, поэтому он идеально подходит для освещения всей сцены целиком.

Ну и
в конце приведем годноту от всеми любимой компании Godox. Здесь вы найдете всё
необходимое для съемки сразу в одном месте.

Подробнее

Ссылка на основную публикацию